Рентабельность — показатель экономической эффективности компании. Растущее из года в год значение свидетельствует об улучшение эффективности работы менеджмента.
Чтобы определить насколько эффективно работает компания, достаточно взглянуть на ее показатели рентабельности. Одно из главных преимуществ сравнения корпораций по рентабельности — возможность почти полностью игнорировать их различия в размерах.
Также стоит отметить, что сравнивать эти показатели стоит только у компаний из одной отрасли.
К примеру, в ритейле показатель чистой рентабельности всегда очень низок (примерно 2%), при этом в секторе добычи золота, он вполне может быть на уровне 30-50%. Поэтому сравнивать Магнит и Полюс по рентабельности — это не лучшая идея. То же самое относится и к остальным мультипликаторам.
ROA (return on assets)
ROA (Return On Assets) — рентабельность активов. Рассчитывается, как прибыль / активы предприятия. Показывает, насколько эффективно компания использует свои активы (здания, станки, интеллектуальную собственность и т.д.).
Активы всегда равны пассивам, поэтому по сути ROA показывает отдачу на все источники капитала (собственных и заемных).
Если ROA = 10%, значит на каждый доллар стоимости активов приходится 10 центов прибыли.
Рентабельность активов следует сравнивать со средним значением по отрасли: у капиталоёмких компаний (нефтяных, коммунальных, финансовых и т.д.) значение будет куда ниже, чем у технологических.
ROS (return on sales)
ROS (Return On Sales) — рентабельность продаж. Этот показатель рассчитывается как прибыль/выручка предприятия. Он показывает сколько сколько прибыли приносит каждый рубль выручки. Т.е. если ROS составляет 20%, это значит, что на каждый полученный рубль выручки у компании осталось 20 копеек прибыли.
Операционная прибыль = выручка — постоянные издержки — переменные издержки. Если ROS = 10%, значит на каждый доллар выручки приходится 10 центов операционной прибыли.
Использовать ROS стоит для сравнения компаний с одинаковыми бизнес-моделями в одном и том же секторе.
ROE (return on equity)
ROE (Return On Equity) — рентабельность капитала. Рассчитывается, как прибыль / собственный капитал предприятия. Он показывает, насколько эффективно генерируется прибыль за счет собственных средств компании, без учета обязательств.
Сравнивается, как правило, с конкурентами.
Если ROE = 10%, значит на каждый доллар собственного капитала приходится 10 центов прибыли.
ROE можно соотнести с рыночной ставкой доходности, чтобы узнать, имеет ли существование компании хоть какой-то смысл.
Если ROE = 3%, а ставка по банковскому депозиту = 5%, то ведение бизнеса невыгодно. Проще распродать все активы, отдать долги и вложить средства в банк.
Инвесторы могли бы выбирать компании с самым высоким ROE. Однако всё не так просто.
Высокий ROE не обязательно означает эффективное использование акционерного капитала. Использование большого объема заемных средств также может привести к высокому ROE. Однако высокая долговая нагрузка — прямая угроза финансовой устойчивости компании, а значит — и её инвестиционной привлекательности.
Особенно важно при оценке рентабельности собственного капитала понимать текущую рыночную конъюнктуру и уровень доступности кредита.
К примеру, у компании Service Corporation International (#SCI) ROE = 23%. Это выше среднего значения по отрасли (6,5%). Однако отношение долга к акционерному капиталу (debt/equity ratio) = 2,01, что также гораздо выше среднего значения. В результате рентабельность всех активов (ROA) компании — всего 3,4%.
Спасибо за интерес к публикации!